Исторические размышления

Здесь представлены некоторые неочевидные и/или забытые факты, оригинальные соображения, связанные с историческими перипетиями развития Дражни и определённо представляющие общественный интерес.

1. Дражня – среди перспективных

Согласно перспективному плану развития города Минска, жилых районов и промышленных предприятий, разработанному в первое послевоенное десятилетие, было принято решение расширить территорию городской застройки. Основные направления территориального развития г. Минска в 60-е и более поздние годы – северо-восточное и восточное как имеющие наилучшие характеристики по санитарным и инженерным условиям. Поэтому благоустройство Минска в послевоенное время коснулось таких районов как Ляховка (Заводской район), Слепянка, Уручье и Дражня.

Из перечисленных районов к XXI-му веку в плане благоустройства и объёмов строительства микрорайон Уручье несколько опередил остальные три района. Такая ситуация сложилась благодя тому, что Уручье находилось на линии запланированной ветки метро, а в небогатые 80-е и 90-е это являлось решающим фактором для жителей города. В настоящее время высокие темпы и объёмы строительства в ранее «перспективных» и потенциально «престижных» районах наподобие Кунцевщины, Каменной горки, Зелёного луга, Уручья и т.п. сыграли не лучшую роль как в плане экологии, так и в контексте разговора об удобстве жизни. Причина лежит на поверхности и связана со значительным перенаселением таких районов, размещением в них заметного количества общественных и административных зданий, большого транзита посторонних людей как в дневное, так и ночное время. В то же время столичный житель второй декады XXI-го столетия от места постоянного проживания требует, большей частью, одного: тишины и покоя.

Ирония в развитии города Минска состоит в том, что в своё время не доведённая до «полного благоустройства» Дражня в наши дни оказывается для интеллигентной семьи с автомобилем наиболее привлекательной при непростом выборе постоянного места жительства.

2. Дражня и «цивилизация»

Фактически продолжая предыдущую мысль, но глядя не с исторической перспективы, а оценивая современные общественно-экономические реалии, можно, с некоторыми допущениями и известными ограничениями, утверждать, что «цивилизация» действительно обошла Дражню стороной. Здесь нет торгово-развлекательных центров, к которым ежедённо и еженощно совершают набеги огромные толпы людей из всех закутков столицы и страны в целом. Немига, привет! Здесь почти нет государственных учреждений и посольств, куда стекается множество важных, или желающих казаться таковыми, людей, создавая при этом малые и большие неудобства жителям района. Улицам Захарова, Ленина, Маркса – привет! Здесь нет того сумасшедшего концентрата жилых многоэтажных зданий, превращающих в ад попытку человека обрести свою индивидуальность и/или побыть наедине с собою или своей семьёй. Юго-Запад, Малиновка, Сухарево – и вам привет! Не находится в Дражне места и студенческим общежитиям, которые, несмотря на ужесточение режима в последние годы, создают массу проблем жителям близлежащих районов. Здесь можно упомянуть «престижный» район «Я. Колоса – В. Хоружей – А. Беды – Н. Некрасова».

Такая «цивилизация» обошла Дражню стороной, но в наши дни её жителям унывать по этому поводу совершенно не стоит.

3. О характере современной застройки

Советское время отличалось тотальной нищетой и, в целом, низким уровнем качества жизни граждан, но касательно застройки новых столичных микрорайонов всё было не так уж плохо. Здесь ведётся речь о плотности и характере массовой застройки в конце 70-х – 80-х годах прошлого века. О бездумной коммерциализации строительной отрасли тогда никто не думал и не мог думать, поэтому застройка велась с размахом: расстояние между многоквартирными домами и проезжей частью дорог позволяло разместить как широкий тротуар, так и значительной ширины зелёные зоны по обеим его сторонам. Между домами почти всегда оставалось огромное пространство, иногда заполняемое двухэтажными зданиями детских садов и трёхэтаэными зданиями школ. В результате заложенные в советское время микрорайоны в наши дни утопают в зелени, а во дворах домов и между домами на протяжении всего года можно встретить солнечный свет. Здесь следует упомянуть микрорайоны Запад, Кунцевщина, районы по улицам Одоевского и Берута, частично Зелёный Луг, частично Курасовщина, Восток, частично Чижовка. О Дражне в контексте обсуждения упоминать нет смысла, так как жилые дома считаются по пальцам обеих рук и посему дома оказываются окружённые светом и пространством с трёх из четырёх сторон.

Конец 90-х годов прошлого века и полторы декады века нового отличаются гонкой за пятачками земли, где можно правдами и неправдами (чаще – неправдами) „всунуть“, поближе к центру города, ещё один многоквартирник. В результате люди жильём обеспечены, но жить там, по современным меркам, нельзя. Не называя конкретных микрорайонов, дабы не огорчать тамошних жителей, приведём лишь один особо выдающийся пример: улица А. Беды на участке от ул. Некрасова до ул. Лукьяновича. Солнечного света там хватает, но большинство домов построены на рассстоянии 15 метров от проезжей части с циничным молчаливым посылом: откройте окна, дышите глубже.